Городище Луковня — очень красивое, скрытое и загадочное место. Расположено совсем недалеко от Москвы, в Подольском районе — на берегах реки Пахры. Ниже по течению расположены знаменитые Дубровицы, а выше — усадьба Поливаново. Городище интересно не только своими красивыми видами и состоянием «отрыва от существующей реальности». Здесь растет много интересных и редких растений. Совсем недавно мелькала новость о включении городища в состав ООПТ «Дубровицкий лес».
А также в городище было сделано множество важных археологических находок. Но если мы обратимся к общедоступным источникам — быстро выяснится, что информации не так уж и много… Статьи блогеров поверхностны и полны неточностей. Мои материалы — не исключение. Напомню — один из них, а также лонгрид в блоге Вадима Разумова.
Поэтому я задался целью хотя бы немного изменить ситуацию. Изучение материалов оказалось довольно непростым делом. Мне пришлось 6 раз (!) посетить архив Института археологии РАН. Хочу выразить огромную благодарность старшему научному сотруднику Института археологии Екатерине Александровне Армарчук за помощь в работе с архивом и различные подсказки!
Из-за большого объема данных я решил разделить мое «исследование» на несколько частей. В этой заметке разберем вводные данные, технологию и основные этапы раскопок, а основные находки я покажу уже в следующих частях.
Что мы разберем в этой части?
- Где расположено городище Луковня?
- Что такое дьяковская культура?
- Немного о проблемах археологов. Что такое «черные копатели»? И при чем тут Подольское море?
- Технология раскопок
- Начало раскопок и некоторые результаты
- Краснокнижные виды и ООПТ
Где расположено городище Луковня?
Подольский район Подмосковья. У одноименной деревни. Примерные координаты: 55.449108, 37.443008
Название самого городища, как и рядом расположенной деревни, образовано от слова «излучина». В этом районе вдоль берегов реки Пахры много выходов известняка. Реке трудно пробить столь твердую породу, поэтому русло иногда образует крутые изгибы с причудливыми очертаниями — «крутые излучины». У одного из таких скальных выходов образовался большой полуостров по форме напоминающий «сапог».
Собственно, выделяют 2 городища. На высоком известняковом мысе находится городище Луковня-1. Его мы разберем в этом материале. На другом берегу реки между двумя оврагами — городище Луковня-2, намного меньше по размерам. Про Луковню-2 мы поговорим в следующий раз.
Вся общедоступная информация по городищу, фактически, сводится к одной лишь странице из «Археологической карты России» (АКР), плюс недавно оцифрованные фотографии в госкаталоге (их немного). Обратите внимание на вторую страницу скриншота АКР (ниже) — там указаны какие-то непонятные цифры и индексы. Это именно номера отчетов в архиве, которые я, в итоге, смог изучить!
Общедоступная информация по городищу в Википедии. В целях экономии объема статьи не буду цитировать материал Википедии ))
Виды городища:
А вот и схема расположения городища:
С севера — два ряда валов. С юга — 4 вала в виде холмов (основания для сторожевых башен). На схеме можно видеть прямые линии «траншей военного времени».
Что такое дьяковская культура и почему важно изучать городище?
Дьяковская культура — археологическая культура на территории Подмосковья примерно с VII в. до н. э. — V в. н. э. (ранний железный век).
«Население дьяковской культуры было изначально финно-угорским, а затем на этот субстрат наслаивается балтский элемент в результате продвижения балтских племен (прим. — с запада). Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племен мери и веси.»
Цитата из Википедии
Теперь вопрос — почему датировка дана «примерно»? Дело в том, что никто точно не знает когда одна культура сменяла другую. Изучение именно Луковни может пролить свет на этот вопрос, т.к. городище относится к «позднему дьяковскому периоду».
Кстати, название по известному Дьякову городищу, которое было названо в честь расположенного поблизости села Дьяково (сейчас находится в черте музея-заповедника Коломенское). Считается, что правильно название произностся с ударением на второй слог — ДьякОво/ДьякОвская культура, мне это немного непривычно.
Для наглядности — фото одного из этапов раскопок т.н. «селища Дьяково» — площадка у подножия холма, где находится городище (сканы из архива ИА РАН). Убедительная просьба — указывать данные в подписях к фото при копировании материалов!
Немного о проблемах археологов
1. Первое, на что обращаешь внимание на площадке городища — это глубокие траншеи. В отчетах указаны как «участки, поврежденные глубокими траншеями военного времени». Также видны большие ямы — это следы «черных археологов» (расхитителей находок).
Проблема возникла уже давно. Собственно, прославленный археолог Александр Григорьевич Векслер, придя в городище в 1960-х годах, первым делом тоже увидел эти ямы. Разумеется, пришел к пониманию, что необходимо начать проводить раскопки как можно скорее, пока еще есть, что изучать! Далее цитата:
Археологические раскопки на городище не производились. В недавнее время памятник стал подвергаться хищническим кладоискательским налетам, при которых были вырыты значительного размера ямы в северной части площадки
Отчет об археологических городища Луковня в Подольском районе Московской области в 1968 году.
Проблема сохранности археологических памятников очень большая. Уже в рекогносцировочных отчетах 1970-х годов я наткнулся на печальную констатацию:
Были уточнены имеющиеся в литературе и архивах старые сведения об этих памятниках. Выяснилось, что большое количество археологических памятников, известных ранее, бесследно исчезли с лица земли.
Отчет о работе Второго разведочного отряда Московской экспедиции в 1970 году.
И эта проблема из года в год становится всё более острой!
2. Кроме того, недалеко от Луковни планировали создать «Подольское море» — водохранилище в долинах рек Пахры и Мочи, в результате которого могли быть затоплены значительные территории. В более поздних отчетах (1976 года) эти планы уже указаны как одна из причин исследований:
Археологические работы 1976 года, как и предыдущие исследования этого аварийного памятника, находящегося в зоне затопления Пахринского водохранилища, проводились при финансировании и поддержке Московского областного отделения ВООП.
Отчет 1976 года
К счастью, планам создания «Подольского моря» не суждено было воплотиться.
3. Еще одна серьезная проблема — это популяризация. Доступ к отчетам и их анализ — довольно сложное предприятие. Блогеров это отпугивает. С другой стороны, ученые-археологи не имеют ресурсов для популяризации своих открытий.
Опасения вызывает и дополнительные наводки для «черных археологов». Хотя с другой стороны, для тех, кто имеет злые намерения всё изложенное здесь — не является секретом. На мой взгляд, популяризация важна, если мы действительно хотим сохранить памятники.
Технология раскопок
Посмотрите на схему городища. Раскопки велись несколько лет, поэтапно: 1968, 1969, 1970, 1973, 1975, 1976 и 1982 годах. Каждый год затрагивались только отдельные площадки-раскопы сложной формы. Исследователи продвигались с юга на север (снизу вверх на схеме). Раскопы пронумерованы с I по XIII.
Таким образом, раскоп «странной формы» внизу схемы соответствует началу — 1968 год. Раскоп в верхней части (нарисованный ручкой) — самый поздний, 1982 год.
Как описана технология раскопок в отчетах:
Раскопки городища велись в соответствии с принятой методикой — послойно-квадратным методом, при квадратах 2х2 м, и по пластам толщиной 10 см. Пласты снимались по нивелиру параллельно поверхности. Промеры глубин велись от нулевых точек раскопов, при этом фиксировалось положение этих точек относительно репера городища, установленного на вершине вала на северном крае площадки. Для дополнительных профилей оставлялись внутренние бровки, разделявшие каждые 4 квадрата. Бровки сносились в конце раскопок. Раскопки велись до материка (примеч. — материнская порода).
Из отчета 1970 года.
После завершения исследований вырытые ямы снова тщательно закапывались. Все находки сортировали и вносили в специальные таблицы (например, «таблицы керамики»). Расположение всех находок зарисовывали на схемах. Находки в некоторых слоях исчислялись сотнями!
Помимо этого было проведено шурфование и построены разрезы всего городища. В 1982 году была проведена геофизическая съемка — результаты я покажу в следующих статьях.
Вот как выглядят «бровки» и их профили:
Вот что такое «материк» и как он выглядит:
Начало раскопок и некоторые результаты
На этих фото можно увидеть как сначала (еще в 1968 году) лопатами сняли дернину, затем разметили первые площадки. Мне эти иллюстрации чем-то напоминают копание почвенного разреза на практике по почвоведению ))
А вот и некоторые находки! Обратите внимание на литейные формы — «изюминка» Луковни. А также семилопастные височные кольца — визитная карточка племен вятичей, т.е. находки таких колец позволяют датировать «смену культур».
Намного больше находок я покажу в следующей части.
Краснокнижные виды и ООПТ
Совсем недавно появилась новость — территория городища «Луковня» будет включена в заказник «Дубровицкий лес»!
История такова: еще в конце мае 2022 года я нашел популяции ветреницы лесной (Красная книга МО) и сделал об этом посты. Позже я познакомился с Марией Аргир из проекта «Сухановский лес». Мария поддерживает контакт со специалистами ПФ «Верховье», которые на тот момент как раз занимались проектированием ОППТ «Дубровицкий лес» и нашли время проверить данные. Ниже — те самые фото:
Источник — сайт минэкологии МО
«Минприроды России согласовало проект реорганизации заказника «Дубровицкий лес», расположенного в городском округе Подольск. Проект реорганизации, разработанный по заказу Минэкологии Подмосковья, предполагает расширение площади ООПТ с 561 до 577 гектаров.»
«После реорганизации в состав ООПТ также будет включен ценный археологический памятник – «Городище «Луковня V в. до н. э. — VII в. н. э., XII-XIV вв. н. э.», обладающий высокой научной и культурной ценностью.»
«В окрестностях «Дубровицкого леса» были выявлены весьма ценные природные комплексы и объекты. В их числе — места концентрированного обитания ряда редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Московской области.»
Продолжение следует…
В статье использованы данные и иллюстрации из отчетов о раскопках А.Г. Векслера 1968, 1969, 1970, 1973, 1975, 1976 и 1982 годов. Отчеты хранятся в архиве Института археологии РАН.